Бапов, Рамазан Саликович

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Театральный деятель

Рамаза́н Сали́кович Ба́пов (Шаблон:Lang-kk; 16 августа 1947, Алма-Ата11 марта 2014, Алма-Ата) — казахский советский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1979).

Биография

Родился 16 августа 1947 года (по другим источникам — 16 декабря[1]).

Бапов из простой рабочей семьи со станции Алма-Ата-1, отец Салик — железнодорожник, мать Асия — учительница младших классов. Но культурой все живо интересовались. У Рамазана было два старших брата Марат и Мурат, которые в 1954 году окончили Алматинское хореографическое училище. И родители по этому случаю устроили той, пригласив, как положено у казахов, много гостей. Среди них был и преподаватель Александр Селезнёв, чьё имя сейчас носит это училище, который заметил юркого мальчика и пригласил его тоже учиться балету через пару лет. Десятилетний Рамазан сам поехал в училище, в последний день третьего тура отбора детей в Московское хореографическое училище при Большом театре. Встретил там дядю Сашу, который представил его жюри. В итоге был отобран в числе 12 счастливчиков, среди которых была и Наталья Аринбасарова[2].

В 1966 году с отличием закончив МХУ (педагог А.М. Руденко), был выбран единственным от Москвы из 400 учеников на Международный конкурс балета в Варну (Болгария). В конкурсе принимали участие 120 танцоров из многих стран мира. «Никому не известный парень» занял второе место. Первое досталось ленинградцу Михаилу Барышникову.

После успеха на конкурсе в Варне ему предлагали остаться в Большом театре, но он был патриотом и вернулся в Алма-Ату, став в 1967 году солистом балета Казахского театр оперы и балета им. Абая. Но его не забывали, приглашая на стажировку в Москву в классах Александра Руденко, Алексея Варламова и Асафа Мессерера. Вёл концертную работу: из лауреатов международных конкурсов в столице была организована балетная труппа, объездившая с гастролями полмира. Так Бапов работал сразу в двух местах — набираясь опыта в Большом театре и получая хорошую практику в ГАТОБе им. Абая.

Первый и единственный в истории казахстанского балета артист, получивший звание «Народный артист СССР»[3].

Завершив выступать на сцене, Бапов окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова (кафедра режиссуры балета, 1986) и в 1988 году уехал работать в Стамбульский государственный театр оперы и балета (Турция)[4], где параллельно вёл мужской балетный класс в консерватории (кафедра хореографии).

В 1994 году он повёз своих турецких учеников на международный конкурс в болгарский город Варну, в котором 28 лет назад сам принимал участие, где встретился со старым знакомым по той же Варне румынским артистом балета Павлом Ротару, который вёл свою балетную школу в США, и пригласил Рамазана на работу в Америку. Приехав в Штаты на пару месяцев, Бапов остался там на 13 лет. Жил и работал в Атланте, штат Джорджия. Позже открыл свою балетную школу, где занималось 140 учеников, работал и в других частных школах. Ставил номера и одноактные балеты, фрагменты из балета «Щелкунчик» П. Чайковского — «Восточный танец», «Танец Снежинок», «Китайский танец». Ученики Бапова завоёвывали первые места на всеамериканских конкурсах.

В 2007 году Бапов получил приглашение Н. Назарбаева, вернулся в Казахстан и через год ему доверили возглавить балетную труппу ГАТОБ имени Абая[5]. C 2008 года он главный балетмейстер ГАТОБ имени Абая.

В последние годы жизни был советником директора театра по хореографии и профессором Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, где преподавал студентам кафедры «Режиссура хореографии», среди которых Анна Цой, Дамир Уразымбетов, Орынгуль Нуржанкызы и другие.

Владел турецким, английским и французским языками.

Умер 11 марта 2014 года[6]. Похоронен на Кенсайском кладбище Алматы.

Семья

Творчество

В Казахском театре оперы и балета им. Абая не было такого спектакля, в котором бы не танцевал Рамазан, будь то классика, современный казахский балет или модерн.

Избранные партии

Он много гастролировал с неизменным успехом в Дании, Швеции и Финляндии, Сирии и Иордании, Индии и Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре и многих других странах. В 70-е годы XX столетия он был самым ярким и талантливым явлением в казахской национальной хореографии. Его творческий путь — пример стремительного взлёта к вершинам мастерства. Каждый выход на сцену являлся демонстрацией высокого артистизма, музыкальности, сценического обаяния. Предельная экспрессивность, завершенность жестов и поз, легкость, благородство, скульптурная выразительность характерны для его исполнительской манеры. Точность и выразительность хореографического рисунка, распределение акцентов и красок контролируются строгой требовательностью художника, совершенным чувством меры и вкуса.

Выдающаяся балерина Майя Плисецкая:

«Меня поразила в Бапове какая-то необычайная открытость, широта танца, которая тесно переплеталась с молодым азартом, неуемной жаждой передать зрителю свои эмоции, своё понимание музыки, раскрыть трактовкой балетной партии собственное понимание героя. Отточенная техника, лаконизм и в то же время драматическая насыщенность танцевального образа отличают выступление Бапова. Удивителен по своей красоте, по своей раскованности прыжок — взлет танцовщика, полный изящества, блеска, одухотворенности. Это артист, обладающий большими возможностями и яркой индивидуальностью».[8]

Награды и звания

Примечания

Шаблон:Примечания
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>