Жагалбайлы

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Жагалбайлы (жагалбай, жагалмай) — является одним из родов казахов.

Происхождение

Жагалбайлы потомки древнего народа бурджанов (бурзян). Предки бурзянцев — тюрки Центральной Азии, мигрировавшие в первой половине первого тысячелетия нашей эры в низовье Сырдарьи и в Приаралье. На формирование этнического облика бурзян оказало влияние пребывание их в иранской, угорской и тюрко — печенежской среде Приаралья, а позже — в болгарской среде Приазовья. Под собственным именем «бурджан» бурзяне упоминаются на территории от Прикаспия до Византии с конца первого тысячелетия нашей эры до XIV века.

Древними родами в составе племени бурзян были мунаш и ягалбай (ягылбай — дербник). Киргизская родо-племенная этнонимия сохранила оба названия, причем в близком к башкирским бурзянам сочетании: род жагалмай входит в подразделение мунгуш (Абрамзон, 1971, стр. 284). Этноним монгуш зафиксирован в составе тувинцев (Вайнштейн, 1969, стр. 12—13), жагалтай — каракалпаков (Жданко, 1950, стр. 36), жагалбайлы — казахов (Востров, 1962, стр. 80). Добавим к этому точное совпадение тамг, и сходное их развитие у башкирских бурзян (рода мунаш), казахского рода жагалбай и киргизского жагалмай.

С. М. Абрамзон со слов информаторов передает, что эта тамга является у киргизов «древней» и «во многих вариантах представляет собой изо-бражение летящей птицы» (Абрамзон, 1971, стр. 285). Указанным тамгам нетрудно найти аналогии среди тамговых знаков, извлеченных из китайского сочинения VIII—X вв. «Танхуняо»: они принадлежали древнетюркским племенам чиг, упомянутым в орхонских памятниках, и енисейским кыргызам (Зуев, 1960, стр. 103, ИЗ, 132). Широкая распространенность тамги типа ягалбай среди тюркских народов, а также другие приведенные выше факты являются дополнительной аргументацией древнетюркского и центральноазиатского происхождения основных её носителей, в частности башкирских бурзян.

Центром, откуда этноним ягалбай (жагалбай, жагалмай, жагалтай) распространился и попал в среду башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, были, очевидно, приаральские степи. Об этом свидетельствуют не только события из истории бурджанов, но и предания казахских жагалбайлинцев о том, что их род «некогда жил где-то на юге Аральского моря». Сообщивший это предание исследователь этнографии казахов В. В. Востров находится, на наш взгляд, на пути правильной и крупной догадки, когда пишет, что некогда могущественные «жагалбайлы» «подверглись когда-то разгрому и были рассеяны на огромной площади» (Востров, 1962, стр. 76). Дело лишь в том, что предки «жагалбайлинцев» назывались бурджанами.

Казахи жагалбайлы

Жагалбайлы входит в состав Младшего Жуза казахов, племенного объединения Жетыру. Семь родов Жетыру были присоединены к Младшему Жузу ханом Тауке.

Одним из главных героев казахской поэмы Кыз Жибек, является Толеген из рода Жагалбайлы. Известные казахи жагалбайлы:

Исторические деятели

  • Манатау-батыр — настоящее имя ШирМухамед, который стал применять это имя «МАН АТА» как уран для объединения родов Жагалбай.

Бурджаны разделялись на два больших племенных союза. Башкирские бурзяны считают себя потомками Урал Батыра, Жагалбай являясь ураном (Тамгой всего рода Бурджан-Бурзян), поклонялись аруаку Ману (МАН АТА) своему прародителю. Согласно древним мифам, у бога (Туесто) ТЕНГРИ было два сына — МАН и ЯМЫШ. От МАНА родился КАРАБУГА батыр, от него — ЖАГАЛБАЙ. От Ямыша родился Урал-батыр, от него происходят Бурзяны — Башкирские, ураном для них является «Урал». Родиной для всех Бурджан был полуостров МАНГЫШЛАК, именно с Мангистау Бурджаны ушли на запад. Гора — хребет, по которой в настоящее время проходит автомобильная дорога на Актау, называется «МАН АТА». В 50 км южнее есть гора, которая называется «ЖАГАЛБАЙ». МАНУШ на древне-киргизском — сын МАНА, это один из родов киргизов. ЖАГАЛБАЙ на староказахском означает птицу «Сокол- ЖАГАЛБАЙ», ТАМГА «Т» так и называется — «ЖАГАЛБАЙ»! Рядом с городом Актау есть место, где похоронен один из самых первых аулие-ата «КОШКАР_ АТА», если приглядеться к памятнику, наверху древнего камня высечена тамга «Т», подтверждающая, что там похоронен человек из рода «Жагалбай», сын «МАНА». Шир Мухамед под уран «МАНАТА» — манатау (см. все старые шежире (родословные), изданные до 1990 г, везде писали МАНАТА, сейчас горе-историки пишут МАЛАТАУ) собрал 12 родов, которые стали называть позже самого Шир Мухамеда Батыром-Маната, его потомков родом «МАНАТАУ». Курмангазы одно из своих произведений посвятил батыру МАНАТА, действительно крупному военному деятелю рода Жагалбайлы в 15-16 вв, который ставил основную цель: вернуть племена, роды младшего жуза на «ишжер» то есть междуречие УРАЛ — ЕДИЛЬ (Волга). Зират (могила) Батыра МАНАТАУ находится в Западно-Казакстанской области в районе слияния рек Шынгирлау и Жаик, которая называется Борибастау (в настоящем по-русски называют это место Барбастау…). Кстати, женщины у казахов не имеют права называть прямыми именами мужчин старше своего мужа, называют ласкательными именами, или другими, только не прямым именем, так произошло и с именем «МАНАТАУ». Поэтому даже сами (некоторые) мужчины из великого рода «МАН АТА» — «МАНАТАУ» считают себя «малатау». Можно простить их, всё-таки воспитание с детства вели мамы, бабушки, а они действительно не имели права, и не могли говорить святое имя аруака- уран «МАН АТА», а папы дедушки гибли на войне и не могли иногда поправить их, поэтому может быть некоторые не знают правды. Одним из прославленных его потомков являлся Батыр Тайлак, о его подвигах и участии в войне с джунгарами написано очень много. Ещё одним его потомком был Байсары-Батыр, Дербесали Беркимбаев — «Почетный дворянин Российской империи», видная историческая личность.

  • Тайлак батыр - командующий войсками Младшего жуза в освободительной войне от Джунгарской агрессии в период правления Абулхаир хана.
  • Сарке-батыр Мендибекулы — военный деятель Младшего Жуза начала 18 в. Принимал участие в войне казахов Младшего Жуза с калмыками и джунгарами. Упоминается в грамоте о присоединении казахов Среднего и Младшего Жуза к Российской Империи, где стоят подписи Абулхаир хана, султана Ералы, а также аксакалов и батыров 56 казахских родов Среднего и Младшего Жуза. От Жагалбайлы подпись поставлена Сарке-батыром.
  • Кумпей батыр из рода Манатау Жагалбай.
  • Дербисали Беркимбаев (1837-1913) - казахский общественный деятель чиновник по особым поручениям его императорского величества. Д. Беркимбаев в период 1864–1913 гг. награждался 5 орденами, 2 золотыми и 3 серебряными медалями, 2 новыми медалями, 25 раз именными особо дорогими ценными подарками. Вдобавок к этому Дербисали Беркимбаеву в 1876 году было присвоено звание «Почетный дворянин Российской империи». По этому случаю все его потомки могли удостоиться звания «…потомственный дворянин...».[1][2]

Современники

См. также

Литература

  • Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974
  • Булатов А. Б. Восточные средневековые авторы о башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971
  • Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимики
  • Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Алматы. Санат. 1996
  • Крафт И. И. Сборник узаконений о киргизах степных областей. Оренбург, 1898
  • Нурумбаев А. А. Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Ашхабад,2006
  • Усенбаев Т. Алшын шежiресi. Кызылорда. Тумар, 2003

Примечания

Шаблон:Примечания

Шаблон:Rq Шаблон:Навигационная таблица
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>