Светлый путь Касым-хана

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Карточка книги

Све́тлый пу́ть Касы́м-ха́на (Шаблон:Lang-kk, Шаблон:МФА2) — свод законов адата[Комм. 1], принятый в Казахском ханстве в период правления хана Касыма. Также упоминается как проторенный[1], праведный[2], чистый[3].

История

Наиболее известным предшественником закона «Светлого пути» являлась «Великая Яса» Чингисхана (Шаблон:Lang-mn; Шаблон:Lang-kk).

Ханы Казахского ханства не только руководствовались обычным правом, но и стремились систематизировать и кодифицировать их в виде отдельного свода законов и иных документов, ставших памятниками права.

После того, как в 1511 году Касым-султан стал ханом, он замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые соседние государства[Комм. 2] перестали считаться с другими на том основание, что их правители[Комм. 3] более знатные и родовитые. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии[4] Касым беспокоился, что казахи могут раздробить своё государство, как это уже сделали их соседи. Чтобы не допустить этого он обнародовал закон, вводивший определенный порядок и требовавший от людей соблюдения исполнительной дисциплины.

Шаблон:Цитата

Усиление Казахского ханства в период правления хана Касыма способствовало упорядочению правовых норм в жизни государства[5].

Содержание

В основу закона легли традиционные казахские обычаи и обычное казахское право. «Светлый путь» содержал в себе 5 положений[6]:

Другие своды законов

Есим-хан

Шаблон:Main

Дальнейшее развитие казахского государства потребовало новых правовых реформ, которые в начале XVII века провёл Есим-хан. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Древний путь Есим-хана» (Шаблон:Lang-kk). Также упоминается как старый[7] и исконный[8].

Формально это было дополнением к старым законам[9]. В правовом акте определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права[10]. Новые законы предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. «Древний путь» получил широкое признание в обществе, где нормы адата и шариата были оптимально сближены и обеспечивали надлежащее урегулирование общественных отношений кочевников-скотоводов. Юридическое закрепление в научной литературе именуется как «бийская революция», согласно которой хан, ограничив права аристократии, опирался на биев.[11].

Высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат (Шаблон:Lang-kk), в состав которого входили все представители, предводители казахских общин и влиятельные султаны. На каждое заседание Маслихата собиралось огромное количество народа. Собрание проводилось раз в год. Полномочия хана в результате реформ начала XVII века были существенно ограничены[11].

Тауке-хан

Шаблон:Main

В конце XVII века в Казахском ханстве при хане Тауке снова были проведены реформы. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Семь положений» (Шаблон:Lang-kk). Также упоминается как «Семь установлений»[12]. Законы ханов Касыма и Есима были дополнены двумя главами. Хан разработал этот свод вместе с биями Толе, Казыбеком, Айтеке, Едыге, Тайгельтыром, Байдалы, Кокымом и Сасыком[13].

Судебная власть была в руках биев. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел они получали вознаграждение, а также различные подарки.

Новый свод законов значительно ослабил распри между родами, усилил ханскую власть. Согласно нормам «Семи положений», хан признан единственным верховным властителем всех родов, всех земель Казахского ханства; его решения являлись окончательными. Во внешнеполитической сфере он был вправе объявлять войну и заключать мир, он являлся верховным главнокомандующим войсками; он имел право на ведение переговоров с другими государствами. В юридической сфере монарх имел право выносить смертные приговоры, исполнять функции верховного судьи, утверждать законы и выносить обязательные для всех приказания и распоряжения. Всем главам родов и племен вменялось в обязанность ежегодно являться на Курылтай. Явившиеся без оружия на собрание к участию в его работе не допускались, только вооруженные мужчины могли быть допущены на собрание: пришедшие безоружными лишались права голоса. Эти нормы государственного права были закреплены в «Семи Положениях»[11].

Примечания

Комментарии

Шаблон:Примечания

Источники

Шаблон:Примечания

Литература

КНЭ

Ссылки

Шаблон:КНЭ
Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref> группы «Комм.» не найдено соответствующего тега <references group="Комм."/> или пропущен закрывающий тег </ref>
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>