Тамга

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Значения

Тамга́ — родовой фамильный знак. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у киргизов, казахов, башкиров, монголов, ногайцев, крымских татар, карачаевцев, балкарцев, узбеков, абхазов, абазин, черкесов, татар[1], осетин, марийцев, вайнахов[2][3][4] и других.

Этимология

Слово «тамга» тюркского происхождения (слово «тамга» по-монгольски, «тамга/дамга» на тюркских языках) и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Слово таможня также происходит от слова тамга. Очевидная популярность данного термина в тюркских языках, откуда он и был заимствован в другие языки (в том числе и в русский), может считаться доказательством именно тюркского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги, вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все ещё далеки от разрешения.

Происхождение

В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие ещё к родоплеменным отношениям. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку, — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путём нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака.

Казахские тамги

Казахские тамги частично совпадают с башкирскими — это связано со сложным этногенезом этих родственных кыпчакских народов. Некоторые древнетюркские племена могли принять участие в этногенезе сразу нескольких народов; так, табынцы влились в состав как казахов, так и башкир. Вследствие этого тамги у этих народов также могли быть похожими или частично совпадать.

Род Подрод Тамга (родовой знак) Уран (родовой клич)
Старший жуз 30px Нел
Канлы 30px косеу, 30px шылбыр Байтерек
Жалаир 30px тарак Бактияр, Кабылан
Дулаты 30px донгелек, 30px абак Бактияр
Сикым 30px, 30px, 30px Сикым, Рсбек
Жаныс 30px Жаныс, Толе
Ботбай 30px Ботбай, Самен
Шымыр 30px Шмыр, Койгельды
Албаны 30px Райымбек
Суаны 30px
Сарыуйсын 30px
Шапрашты 30px ай, 30px тумар, 30px Карасай
Ошакты 30px тумар
Ысты 30px косеу, 30px шылбыр Жауатар
Ойык 30px косеу, 30px коз
Тилик 30px косеу
Сиргелы 30px сирге, 30px курай, 30px, 30px Туганаз
Шанышкылы 30px кол-тамга, 30px Аирлмас
Средний жуз 30px босага
Аргын 30px коз Акжол, Кара Ходжа
Таракты 30px тарак, 30px Жаукашар
Жогары шекты 30px жогары-шекты
Томень шекты 30px томень-шекты
Найман 30px шомыш, 30px Каптагай
Балталы 30px балта
Баганалы 30px багана, 30px, 30px
Бура 30px
Каракерей 30px Кабанбай
Матай 30px Борибай
Садыр 30px, 30px Алдияр
Кыпчак 30px кос алип Айбас
Конрат 30px босага Алатау
Сангыл 30px босага Мулкамал
Уак 30px, 30px, 30px Жаубасар, Бармак
Ергенекты Уак 30px ергенек, 30px ай
Керей Кара Кожа
Ашамайлы 30px ашамай
Абак 30px абак
Младший жуз
Байулы
Адай 30px садак, 30px ок Бекет
Берш 30px, 30px, 30px, 30px Агатай
Алтын 30px, 30px Баймурат
Жаппас 30px туйе моин, 30px, 30px, 30px Баймурат
Есентемир 30px, 30px Алдонгар
Таз 30px, 30px Бакай
Байбакты 30px, 30px, 30px, 30px Даукара
Тана 30px алип, косеу Тана
Маскар Каратай
Алаша 30px, 30px, 30px Байбарак
Кызылкурт 30px, 30px, 30px, 30px Жиембай
Черкеш 30px, 30px, 30px Шагырай
Ысык 30px, 30px Байтерек
Алим-улы
Карасакал 30px, 30px, 30px Алдажар
Каракесек 30px, 30px Акбан
Торткара Аиртау
Шекты 30px, 30px, 30px Бактыбай, Жанходжа
Шемекей (Шомень) Доит
Жетыру
Табын (таракты) 30x30px 30px тарақ, 30px алып, 30pxтостаган, Тостаган
Тама 30px косеу, 30px, 30px Карабура
Жагалбайлы 30px балта, 30px шеккиш Малатау
Телеу 30px шылбыр, 30px Тулпар, Аргымак
Кердери 30px тостаган Кожахмет
Керейт 30px шылбыр, 30px Аксакал, Унтум
Рамадан 30px шомиш Дулат, Кайгулым
Торе 30px, 30px Архар, Аблай, Санхай
Кожа 30px, 30px
Толенгут

Тарақ

Тамги огузских племён

Ингушские тамги

Средневековые тамги в Ингушетии.

Файл:Тамга (герб) Плиевых и Мальсаговых.jpg
тамга (герб) родов Плиевых и Мальсаговых из башенного комплекса Таргим

Ингушские средневековые тамги (родовой знак), (тамаг1а) еще сравнительно слабо изучены. Собранные в последние годы источники (археолого-этнографические, письменные, фольклорные, изобразительные), уже позволяют сделать о них некоторые выводы. Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной. Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества (как, например, в селах Харпе, Эрзи, Эгикал, Хамхи, Таргим, Барах, Евлой, Пялинг, Ний и др.) Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д.Чахкиев). Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг.[5]

Недавно стали известны и ритуальные чаши (из серебра и дерева) с изображением тамг, принадлежавшие некогда жителям сел Таргим и Евлой.[6]

Разные тамги

См. также

Шаблон:Кол

Шаблон:Конец кол

Литература

  • Шаблон:Книга (в пер., суперобл.)
  • Драчук В. С. Дорогами тысячелетий: О чём поведали письмена. К., 1982.
  • Ольховский В. С. Историко-археологический альманах, № 7, Армавир, 2001. — «Тамга (к функции знака)»
  • Кудаев М. Ч. Карачаево-Балкарская этнохореография и символика. — Нальчик: Эльбрус, 2003.

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>