Казахский театр оперы и балета имени Абая — различия между версиями

Материал из Казахстанская Википедии
Перейти к: навигация, поиск
(Звёзды балетной труппы: Добавлено содержимое)
 
м (1 версия)
 
(нет различий)

Текущая версия на 00:37, 25 апреля 2025

Шаблон:Карточка театра

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая (Шаблон:Lang-kk)

История создания

Театр был создан в 1934 году в Алма-Ате на базе основанной за год до этого музыкальной студии<ref name="bre12">Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 12. Исландия — Канцеляризмы. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 767 с.: ил.: карт.</ref>.

13 января 1934 года состоялось первое представление. Была поставлена музыкальная комедия «Айман Шолпан» на либретто Мухтара Ауэзова. В нём прозвучали народные песни и кюи, обработанные Иваном Коцыком<ref name="bre12" />.

Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Следующие спектакли были: «Кыз Жибек»(1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936).

В 1935 году на базе Куйбышевского оперного театра была создана русская оперная труппа. Профессиональный коллектив за короткий срок (1936—37) осуществил постановки 9 спектаклей русской и мировой оперной классики. Это «Кармен», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Фауст», «Аида» и др.

В 1938 году балет П. Чайковского «Лебединое озеро» положил начало созданию балетной труппы, тогда же был поставлен первый казахский балет «Калкаман и Мамыр» В. Великанова.<ref name="bre12" />.

В 1941 году театр получил статус академического и в 1941 году было закончено строительство нового здания театра, (архитекторы Н.Круглов, Н.Простаков, Т.Басенов, В.Бычков, П.Поливанов, художники В.Крошин, Н.Цивчинский, консультант - академик архитектуры А.Щусев), которое тогда явилось самым красивым и крупным сооружением Алма-Аты. После неоднократных переработок проекта (1933-1941 гг.) в реализованном варианте насыщены орнаментированными формами фасады здания, объёмно-планировочно и композиционно-пластически напоминающего Александринский театр в г. Санкт-Петербурге (1816-1832 гг., арх. К.Росси). Расположенный на невысоком, но относительно широком стилобате, параллелепипедообразный основной объём имеет выступающий четырёхколонный портик-лоджию на главном фасаде. Колонны имеют квадратное сечение. Им соответствуют аналогично решенные полуколонны в обрамлении проёма лоджии и на внутренней её стене. В зоне первого этажа под колоннами выполнены массивные лопатки, опирающиеся на развитый цоколь. Между лопатками находятся большие проёмы дверей главного входа. Первый этаж с крупнорустованными поверхностями стен композиционно служит своего рода стереобатом всего здания. Зоны второго и третьего этажей акцентированы мелкой рустовкой. Портик имеет мощные пилоны, переходящие в глухие боковые стены. На пилонах в образующих стрельчатую арку барельефных орнаментальных обрамленьях расположены цитаты по вопросам искусства, взятые из работ В.И.Ленина. Венчание главного фасада выполнено в виде достаточно высокого антаблемента с решетчатым орнаментальным парапетом. Фриз занят чередующимся узорами многофигурным рельефом на тему творчества деятелей искусства Казахстана. В его уровне на пилонах помещены крупные орнаментные картуши. Боковые фасады решены метрическими членениями, создаваемыми простеночными пилястрами и большими прямоугольными окнами. Узоры включены в широкие наличники прямоугольных проёмов дверей, стрельчатые архивольты окон и неглубоких ниш с текстами, решетки ограждений лоджии второго этажа, фризовые панно, архитравные и карнизные пояса, капители и базы пилястр и колонн, парапетную решетку, картуши светильников. Конфигурация, размеры элементов и высота рельефа орнаментов дифференцирована в зависимости от места в композиции и поверхности размещения. При реконструкции (2000 г.) был частично изменен рисунок орнаментов фигурного ограждения кровли, причём оно оставлено только на центральном ризалите. Стены во втором ярусе из низкорустованных превращены в гладкие. Орнаментированные детали и барельефный фриз на центральном ризалите позолочены, а вместо орнаментированного арочного обрамления и надписей по его краям теперь наличествуют высокие ниши с обрамляющими пилястрами и развитыми сандриками [1]. Первый спектакль в новом здании состоялся 7 ноября 1941 года.<ref>О театре | ГАТОБ</ref>

В 1945 году театру было присвоено имя Абая<ref name="bre12" />.

Народный артист Казахской ССР Газиз Дугашев трижды был главным дирижёром театра (1950—1951, 1956—1958 и 1969—1971), в промежутках работал в Москве (Большой театр), Киеве (Украинский оперный театр) и Минске (Белорусский оперный театр).

В 1970-х годах известный дирижёр и постановщик, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Валерий Руттер поставил на сцене ГАТОБ им. Абая 15 опер и балетов.

В январе 2015 года театр полностью перешел на автоматизированную систему продаж и учёта билетов, запустив и онлайн-продажу билетов через Тикетон.<ref>ГАТОБ им. Абая запустил автоматизированную систему продаж билетов</ref><ref>Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая объявляет об открытии онлайн-продаж билетов на все постановки и концерты</ref>.

Управление

До распада СССР управлялся Министерством культуры Казахской ССР. Затем управлялся Министерством культуры Республика Казахстан. Сегодня управляется Министерством культуры и спорта Республики Казахстан

Звёзды оперной труппы

Файл:KazakhstanPNew-2000Tenge-2006-donatedTA b.jpg
Здание театра на современной банкноте Казахстана, 2006

Звёзды балетной труппы

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

Шаблон:Teatr-stub