Светлый путь Касым-хана — различия между версиями
м (исключение устаревших шаблонов, оформление) |
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:00, 25 апреля 2025
Све́тлый пу́ть Касы́м-ха́на (Шаблон:Lang-kk, Шаблон:МФА2) — свод законов адата<ref group="Комм.">Ада́т — обычное право в традиционном обществе казахов</ref>, принятый в Казахском ханстве в период правления хана Касыма. Также упоминается как проторенный<ref name="Ноль" />, праведный<ref name="Один" />, чистый<ref name="Два" />.
Содержание
История
Наиболее известным предшественником закона «Светлого пути» являлась «Великая Яса» Чингисхана (Шаблон:Lang-mn; Шаблон:Lang-kk).
Ханы Казахского ханства не только руководствовались обычным правом, но и стремились систематизировать и кодифицировать их в виде отдельного свода законов и иных документов, ставших памятниками права.
После того, как в 1511 году Касым-султан стал ханом, он замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые соседние государства<ref group="Комм.">Могулистан, Бухара</ref> перестали считаться с другими на том основание, что их правители<ref group="Комм.">Ханы, беки</ref> более знатные и родовитые. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии<ref name="Три">Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основании, что их ханы и беки более родовитые знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии.</ref> Касым беспокоился, что казахи могут раздробить своё государство, как это уже сделали их соседи. Чтобы не допустить этого он обнародовал закон, вводивший определенный порядок и требовавший от людей соблюдения исполнительной дисциплины.
Усиление Казахского ханства в период правления хана Касыма способствовало упорядочению правовых норм в жизни государства<ref name="Пять">Буркитбай Аяган «Казахстан». Национальная энциклопедия, 3 том. Человек с книгой. Статьи и публикации — С. 183.</ref>.
Содержание
В основу закона легли традиционные казахские обычаи и обычное казахское право. «Светлый путь» содержал в себе 5 положений<ref name="Шесть">Закон включал в себя пять основных разделов: имущественный, уголовный, военный, посольский и общественный</ref>:
- Имущественный закон (Шаблон:Lang-kk). Положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.
- Уголовный закон (Шаблон:Lang-kk). Положения о наказании за различные виды уголовных преступлений.
- Военный закон (Шаблон:Lang-kk). Положения о повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская обязанность, формирование подразделений, распределение военной добычи.
- Посольский обычай (Шаблон:Lang-kk). Положения о вопросах международного права, посольского этикета.
- Общественный закон (Шаблон:Lang-kk). Положения о обязательствах общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства мероприятий и дворцовому этикету.
Другие своды законов
Есим-хан
Дальнейшее развитие казахского государства потребовало новых правовых реформ, которые в начале XVII века провёл Есим-хан. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Древний путь Есим-хана» (Шаблон:Lang-kk). Также упоминается как старый<ref name="Семь">«Старый путь Есим-хана»</ref> и исконный<ref name="Восемь">«Исконный путь хана Есима»</ref>.
Формально это было дополнением к старым законам<ref name="Девять">Изменения были приняты как дополнение к кодексу Касым хана</ref>. В правовом акте определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права<ref name="Десять">В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права</ref>. Новые законы предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. «Древний путь» получил широкое признание в обществе, где нормы адата и шариата были оптимально сближены и обеспечивали надлежащее урегулирование общественных отношений кочевников-скотоводов. Юридическое закрепление в научной литературе именуется как «бийская революция», согласно которой хан, ограничив права аристократии, опирался на биев.<ref name="Одиннадцать">Сарсембаев М.А. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО КАК СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭПОХИ</ref>.
Высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат (Шаблон:Lang-kk), в состав которого входили все представители, предводители казахских общин и влиятельные султаны. На каждое заседание Маслихата собиралось огромное количество народа. Собрание проводилось раз в год. Полномочия хана в результате реформ начала XVII века были существенно ограничены<ref name="Одиннадцать" />.
Тауке-хан
В конце XVII века в Казахском ханстве при хане Тауке снова были проведены реформы. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Семь положений» (Шаблон:Lang-kk). Также упоминается как «Семь установлений»<ref name="Двенадцать">«Семь установлений»</ref>. Законы ханов Касыма и Есима были дополнены двумя главами. Хан разработал этот свод вместе с биями Толе, Казыбеком, Айтеке, Едыге, Тайгельтыром, Байдалы, Кокымом и Сасыком<ref name="Тринадцать">«Күлтөбенің басында күнде жиын» деп аталып кеткен жиынға Төле би, Қазыбек би, Әйтеке би, Едіге би, Тайкелтір би, Байдали би, Қоқым би, Сасық би сияқты ірі, беделді билер қатысқан</ref>.
Судебная власть была в руках биев. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел они получали вознаграждение, а также различные подарки.
Новый свод законов значительно ослабил распри между родами, усилил ханскую власть. Согласно нормам «Семи положений», хан признан единственным верховным властителем всех родов, всех земель Казахского ханства; его решения являлись окончательными. Во внешнеполитической сфере он был вправе объявлять войну и заключать мир, он являлся верховным главнокомандующим войсками; он имел право на ведение переговоров с другими государствами. В юридической сфере монарх имел право выносить смертные приговоры, исполнять функции верховного судьи, утверждать законы и выносить обязательные для всех приказания и распоряжения. Всем главам родов и племен вменялось в обязанность ежегодно являться на Курылтай. Явившиеся без оружия на собрание к участию в его работе не допускались, только вооруженные мужчины могли быть допущены на собрание: пришедшие безоружными лишались права голоса. Эти нормы государственного права были закреплены в «Семи Положениях»<ref name="Одиннадцать" />.