Айтеке би

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:К переименованию Шаблон:Государственный деятель

Шаблон:Значения Айтеке би Байбекулы (Шаблон:Lang-kk), подлинное имя Айтык(1644, Кызылша, ныне Узбекистан — 1700, Нуратинский район, Узбекистан) — великий казахский бий, оратор. Внес большой вклад в объединение казахского народа.

Биография

Айтеке би из племени Алчин, поколения Алимулы, рода Торткара, Младшего Жуза казахов, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура[1].

С пяти лет обучался грамоте у аульного муллы. Образование получил в самаркандском медресе Улугбека (по другим источникам, в Бухаре), затем в медресе Шердор, где изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику. Владел арабским, персидским, чагатайским и узбекским языками.

И домашнее, и школьное воспитание и образование он прошёл при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей.

В 20 лет Айтеке би был бием части казахов, узбеков, каракалпаков Бухары и Самарканда. В двадцать пять лет (по другим сточникам, в 30 лет) избран главным бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке.

Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.

Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке би связывает с умением «рассечь конский волос строго посередине».

Похоронен Айтеке би на территории современного Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском районе[2]. По другим данным он похоронен в 75 км от Ташкента близ поселков Кауыншы и Шы­наз[3].

Память

Литература

Из КНЭ:

Ссылки

Примечания

Шаблон:Примечания

Шаблон:КНЭ
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>