Огузы
Материал из Казахстанская Энциклопедии
Шаблон:Другие значения Шаблон:Народ Огу́зы (Шаблон:Lang-ar, Шаблон:Lang-fa, Шаблон:Lang-tk, Шаблон:Lang-uz, Шаблон:Lang2); также гузы[1], тюрки-огузы[2] — средневековые тюркские племена, жившие до XI века в степях Центральной Азии и Монголии. Народы, говорящие на юго-западной ветви подсемейства тюркского языка, также иногда называют огузскими тюрками[3].
Содержание
Этнический состав
Огузы участвовали в этногенезе современных тюркоязычных народов: туркмен, крымских татар (Южный берег Крыма), башкир-юрматынцев, хорезмийских узбеков, анатолийских турок, турок месхетинцев, турок-киприотов, урумов,казахов Младшего жуза, каракалпаков, гагаузов, саларов и азербайджанцев[4]. Проникновение огузов (сельджуков) в Восточное Закавказье и Северо-Западный Иран с ХI—ХIII веков привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило начало появлению азербайджанской народности[4].
В честь огузов, а точнее его лидера Огуза Кагана, был назван узбекский народ. Слово Узбек произошло от Огуз Бек, который известен как Огуз Каган[16] . По другой версии, произношение Уз происходит от тюрксих огузов, сочитание уз или огуз с приставкой бей/бек дает значение огузбей/огузбек, это ознает "лидер огузов"[17].
Этимология
Этимология этнонима «огузы» весьма спорна.
Некоторые исследователи выводят «огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел».
Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племен самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания[5].
Общественное устройство
- Ябгу́ — титул правителя. Власть передавалась по наследству. Выборы ябгу проводились на советах, которые были продолжением народных собраний эпохи военной демократии.
- Ина́лы — наследники престола, их воспитывали атабе́ки.
- Сюбаши́ — главный представитель войска.
- Основа имущественного неравенства в огузском обществе — частная собственность на скот.
История
Согласно М. И. Артамонову термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени[6]. Впоследствии термин потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в приаральских степях в результате смешения тюркютов[6] с местными угорскими[6] и сарматскими[6] племенами[7].
В первой половине Х века огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с. Карачик г. Туркестан), Фараб и Сайрам. Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке[8].
На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата. Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века[9]. Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки. Торки часто враждовали с племенным союзом буртасов — татар-мишарей. В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами. В «Повести временных лет» описано что объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами, впоследствии исчезнувшими, частично перейти под власть русских и быть ассимилированными.
В X веке другая часть огузов мигрирует на юго-восток, где они принимают ислам и нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам, однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государства Газневидов (с центром в Афганистане) и сельджуков (с центром в Туркмении). Сельджукиды, захватив практически весь Ближний Восток, оказываются самыми жизнеспособными.
По сообщению Ипатьевской летописи, в состав проживавших в Поросье чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150 г.) и каепичей (1160 г.).
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 г.: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».
Огузы жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.
Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 году и касается торков. Согласно археологическим данным, после монгольского завоевания часть чёрных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию. Однако полуоседлая и оседлая часть чёрных клобуков осталась в Поросье, принимая участие в генезисе запорожских казаков.
При заселении Северо-Восточной Руси, часть "черных клобуков", в основном берендеев, переселилась в Ополье на территорию Владимирского княжества, образовав полуавтономное государство, известное под названием "Берендеево царство".
Проживающие в Китае, в Сюньхуа-Саларском автономном уезде и других районах провинции Цинхай, а также в провинциях Ганьсу и Синьцзян салары оторвались от сельджуков и мигрировали на восток в XIV веке. Ранее, согласно преданиям, салары жили около Самарканда.
Традиционная племенная организация[10]
Бузуки (Серые Стрелы)
Потомки Гюн Хана
- Кайя[11] (каи) (основатели Османской династии)
- Баят
- Алкаевли
- Караевли
Потомки Ай Хана
Потомки Йилдыз Хана
Учуки (Три Стрелы)
Потомки Кок
Потомки Так
Потомки Денгиз
- Игдир
- Бюгдюз
- Ивэ (Йыва) (основатели династии Кара-Коюнлу)
- Кынык (основатели Сельджукской империи)[12]
Распространение огузских языков
Огузские языки — языки юго-западной огузской подгруппы тюркских языков, самая многочисленная по числу носителей. Крупнейшие современные представители группы — турецкий язык (60 млн носителей и около 75 млн владеющих), и азербайджанский язык (около 35 — 40 млн носителей[13][14]).
- Гагаузы
- Гаджалы (гагаузы-мусульмане)
- Азербайджанцы
- Турки
- Сирийские туркмены
- Иракские туркмены
- Туркмены
- Хамзе (?)
- Салары
- Юрюки
- Кашкайцы
- Караманлиды
- Узбеки (жители Хорезмской области и пограничных с Туркменистаном районов Бухарской области, а также, узбеки Южного Казахстана (Туркестан, Икан, Карнак, Карачик (Караджук), Югнак, Карабулак, Карамурт, Манкент)[16]
- Хорасанские тюрки (теймурташи, гудари и др.)
Халаджи
Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан.
Примечания
См. также
- Ерюки — тюркские (турецкие) кочевые племена
- Огузская держава
- Печенеги
- Туркоманы
- Торки
- Берендеи
- Чёрные клобуки
Ссылки
- Огузы (Онлайн Энциклопедия Кругосвет)
- Книга Ахмеда Ибн-Фадлана, посла халифа аль-Муктадира к царю сакалиба (922 год). Гузы описаны в главах 17-23
- Агаджанов С. Г. «К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана»
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>