Узбеки

Материал из Казахстанская Википедии
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Народ Шаблон:Redirect Узбе́ки (Шаблон:Lang-uz) — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана. В постсоветской Средней Азии представляют самую многочисленную из этнических групп<ref> Fumagalli M. Framing Ethnic Minority Mobilisation in Central Asia: The Cases of Uzbeks in Kyrgyzstan and Tajikistan//Europe-Asia Studies, Vol. 59, No. 4 (Jun., 2007), p. 571 </ref>. Количество этнических узбеков в стране составляет около 80 %<ref>[url=https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uz.html Central Intelligence Agency (CIA) The World Factbook] ]</ref>. Достаточно большое количество узбеков живут в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северной и восточной Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в России, США, Турции, Украине, странах ЕС. Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты. Более 48 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием<ref name="Stat.uz">Сведения о Республике Узбекистан</ref>. Узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Самый крупный по численности населения этнос Средней Азии.

Этногенез узбеков

Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена<ref name=autogenerated3 /><ref name=autogenerated2 />. Узбеки стали объединятся с Х по ХV век. Это привело к смешениям древнеиранского населения с древнетюркскими племенами в период между XI и XIII веками. Первые оседлые популяции (согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, говорившие на северо-восточных иранских языках), а вторые (то есть кочевники) включали в себя кипчаков, огузов, карлуков и самаркандских тюрок. Третий элемент был добавлен вторжением тюркских кочевых племён под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века, когда узбеки уже сформировались. Именно в XIV веке появляются такие выдающиеся узбекские поэты как Хафиз Хорезми и Лутфи. Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке, упоминал этноним «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра<ref>Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1. М., 1962.</ref>. С рубежа н. э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён<ref>Зуев Ю. А. К этнической истории усуней // Труды Института археологии и этнографии АН КазССР. Т. 8. Алма-Ата, 1960. С. 23.</ref>. Со 2-й половины VI в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, главным образом тюркоязычным, населением<ref name="БСЭ">Шаблон:Из БСЭ</ref>.

Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом<ref>Бернштам А. Н. Древнетюркский документ из Согда // Эпиграфика Востока. Т. V. 1951. С. 65—75.</ref>. На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII—VIII веках своей письменной традиции.

Арабское завоевание среднеазиатских земель, состоявшееся во второй половине VII — первой половине VIII века, оказало определенное влияние на ход этногенеза и этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к Х веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стали фарси и тюрки.

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного, тюркоязычного и арабоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекской нации, особенно активизировался в XIXII веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов.

После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и тюркскими народами с редкими монголоидными элементами.<ref>Шаблон:Cite journal</ref>

Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.<ref>История Казахстана в персидских источниках. Т.3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш. Х. Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006, с.118</ref> Этноним «узбек» был привнесен в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времён Узбек-хана, XIV век), перекочевавших в Мавераннахр на границе XVXVI веков во главе с Шейбани-ханом и под предводительством шибанидских принцев — Ильбарсом и Бильбарсом из севера за Сырдарьей и из южнорусских степей.

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом<ref>Кармышева Б.Х. Узбеки. Советская историческая энциклопедия. Т.14. М., 1973 — с.667</ref>.

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

Процесс формирования современного узбекского народа протекал в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров<ref name="autogenerated1">С. П. Толстой, Т. А. Жданко, С. М. Абрамзон, Н. А. Кисляков. Народы Средней Азии и Казахстана. — Т. 1. Москва, 1962 — с.126, 128.</ref>.

По данным Е. К. Мейендорфа, в 1820 году в Бухарском эмирате из 2,5 миллионного населения страны 1,5 миллиона составляли узбеки<ref>Мейендорф Е. К., Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., Наука. 1975,с.106</ref>. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. численность носителей узбекского наречия по всей Империи (без учёта Бухарского эмирата и Хивинского ханства, которые в империю не входили и на территории которых перепись не проводилась) составляла 726 534 человек, кроме того были зафиксированы 968 655 человек как носители сартского наречия<ref>Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям</ref>.

Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов»<ref>Венюков М. Опыт военного обозрения русских границ в Азии // Туркестанский сборник. Т. 55. СПб., 1873. С. 356.</ref>. По словам Е. К. Мейендорфа, побывавшего в Бухаре в 1820 году, «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…»<ref>Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975. С. 105.</ref>. Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Этнические группы носителей иранских языков являются предками таджиков, а группы носителей тюркских языков — тюрков, стали предками узбеков<ref>Гадло А. В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура: Учебное пособие. СПб., 1998. С. 21.</ref>.

Авторы конца XIX века, описывали узбеков следующим образом:

Шаблон:Начало цитатыУзбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли<ref>Zerrspiegel</ref>.Шаблон:Конец цитаты

Этноним

Существует несколько гипотез происхождения слова узбек. Основные из них:

Наиболее раннее упоминание слова узбек в качестве личного имени относится к XII веку. Личное имя Узбек встречается в качестве в арабской литературе, у Усама-ибн-Мункыза (ум. в 1188 г.) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах, автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 11151116 гг. был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула<ref>Усама ибн Мункыз. Книга назидания. пер. Ю. И. Крачковского. М. Изд-во восточной литературы, 1958, c.134</ref>.

Согласно Рашид ад дину, последнего представителя династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (12101225)<ref>Рашид ад-дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М., 1952</ref>.

В 1221 году одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане был Джахан Пахлаван Узбек Таи<ref>Шихаб аддин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалаладдина Манкбурны. Издание крит. текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий, примечания и указатели З. М. Буниятова. М.., 1996, c.259</ref>. Таким образом, слово узбек возникло в Средней Азии ещё до прихода монголов.

Согласно Allen J. Frank и Peter B. Golden личное имя Узбек появилось на исторической сцене ещё до Узбек-хана, на территории Дашти Кипчака<ref>The Cambridge history of Inner Asia. Edited by Nicola di Cosmo, Allen J. Frank and Peter B. Golden, Cambridge university press, 2009, p.221</ref> Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов<ref>Эрматов М., Этногенез и формирование предков узбекского народа. Ташкент: Узбекистан, 1968</ref>.

К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака, образуется союз кочевых монголо-тюркских племен, придерживающихся устоев Узбек-хана, прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом (13611375) и его противником Тохтамышем.

Намного позже завершения правления Узбек-хана, а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака<ref name=autogenerated1 /><ref name=autogenerated20130111-1>Ахмедов Б. Государство кочевых узбеков. — Т., 1965. — с. 15.</ref>.

По версии ученого Г. В. Вернадского термин узбек являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает что термин «узбеки» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: "согласно Полю Пелио, имя Узбек (Özbäg) значит «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей»<ref>Монголы и Русь. Золотая Орда, Литва и Московия, 1419-39 гг. Часть I</ref>. Такого же мнения придерживается Савельев П. С. писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название «узбек» значит «сам себе господин»<ref>Савельев П. С. Бухара в 1835 году: С присоединением известий обо всех европейских путешественниках, посещавших этот город до 1835 года включительно. СПб. 1836, с.17.</ref>. Некоторые писатели предполагают, что называние «узбек» восходит к имени Öz Beg (Узбек), которое носил хан тюрко - монгольского государства<ref>Öz Beg MONGOLIAN LEADER. Encyclopædia Britannica</ref> хан Золотой Орды— Узбек-хан (13121340)<ref name="britanika">Article from the Encyclopædia Britannica</ref>.

92 рода узбеков

Шаблон:Main

Файл:A heavily armed Uzbek, Safavid Iran, mid 16th century.jpg
Тяжело вооруженный воин-узбек, около 1557—1564 гг.<ref>A HEAVILY ARMED UZBEK. SAFAVID IRAN, MID 16TH CENTURY</ref>

Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. По мнению современного историка Т.Султанова, эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».<ref>Султанов Т. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв.// Вопросы этнической и социальной истории. М., 1982</ref>

Существует легенда о том, что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли «узбекские» племена, называемые в тексте также и нарицательным именем илатийа.<ref>Материалы по истории киргизов и Киргизии. М. 1973, с.202</ref>

К настоящему времени известны более 18 списков 92 узбекских племен, причем все они составлены на территории Мавераннахра, то есть оазисов Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список датируется XVI веком, а самый поздний началом ХХ века. Один из списков был записан Н. В. Ханыковым, который был в Бухаре в 1841 году.<ref>Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. Спб, 1843, с.58-66</ref>

Анализируя списки узбекских племен можно отметить, что большинство из них начинается с названия трех племен: минг, юзы и кырк.

Было также дештикипчакское узбекское племя уйшун (уйсун), группы которого известны в Ташкентском и Самаркандском оазисах, возводит своё происхождение к усуням<ref name="ReferenceA">Шаблон:Статья</ref>. У узбеков племя уйшун считается одним из самых древних среди 92 узбекских племен и пользовалось определенными привилегиями<ref name="ReferenceA"/>.

В одном из списков 92 узбекских племен, составленных в Мавераннахре, указаны племена, которые жили в оазисах Средней Азии задолго до завоевания края Шейбани-ханом. Например, в списке из рукописи 4330.3 из собрания Института востоковедения Узбекистана можно найти такие рода как: барлас, катаган, кипчак, уз, найман и др.<ref>Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973, с.210</ref>

Как свидетельствует авторитетный антрополог К. Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом, среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов<ref>Дубова Н. А. Современные антропологические совокупности и этнокультурные общности на территории Средней Азии// Расы и народы. Выпуск № 27, 2001, с.107</ref>.

Поэт Алишер Навои в своих произведениях написанных в XV веке упоминал об этнониме «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра<ref>Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами. 3 жилд. Тошкент, 1988,201-бет; Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами. 4 жилд. Тошкент, 1989, с.235</ref>.

Поэт XVII века Турды писал об этнониме «узбек» как об объединяющем названии для 92 родов на территории Средней Азии<ref>Турды. Избранные произведения. Ташкент, 1951, с.33</ref>.

Этнические процессы

К началу ХХ века, после упразднения Кокандского ханства и во время последнего периода существования Бухарского эмирата и Хивинского Ханства, в междуречье Сырдарьи и Амударьи образовалась неоднородная по своему языку, культуре и образу жизни масса населения, условно разделенная на три группы.

По мнению социолога А.Ильхамова с точки зрения национальной идентичности и значения этнонима, следует отличать современных узбеков от кочевых дештикипчакских узбеков периода XV—XIX столетий. Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей<ref>Этнический атлас Узбекистана. Археология узбекской идентичности</ref>:

  • сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой.
  • примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов;
  • дешти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI в.;

Первая и вторая группа численно преобладала, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом.

Представители третьей группы населяла исключительно степи.

Каждый из этих групп, а в особенности первая и вторая группа племен постоянно конкурировавших между собой. Часто эта конкуренция переходила в длительную межродовую вражду. После завоевания среднеазиатских государственных образований со стороны России в XIX веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Они подразделялись на оседлых — жителей городов и земледельческих селений и скотоводов — кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы и т. д., вторые и третьи — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы, мангиты, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее<ref>[1]</ref>.

Накануне национально-территориального размежевания 1924 года узбеки составляли 41 % населения Туркестанской республики, более 50 % в Бухарской республике, 79 % в Хорезмской республике<ref>Steven Sabol, The creation of Soviet Central Asia. The 1924 national delimitation. Central Asian survey, 14, 1995, P.234.</ref>.

Язык и письменность

Шаблон:Main Узбекский язык относится к тюркской группе языков. Вместе с уйгурским языком он относится к карлукским языкам. Карлукской группе тюркских языков предшествовал древнетюркский язык VII—X веков, основанный на руническом алфавите. С IX века, по мере распространения и укрепления ислама среди узбеков, получил распространение и арабский алфавит. До 1928 года узбекский язык был основан на арабском алфавите. В 1923 году была проведена реформа алфавита с целью приспособления его к фонетическому строю узбекского языка. В 1928—1940 гг. вместо арабского алфавита в УзССР стал использоваться латинский алфавит, в 1940 году латинский алфавит был заменен кириллическим алфавитом, а в 1992 году в Узбекистане был вновь введен латинский алфавит.

Современный узбекский язык имеет сложную структуру диалектов. Диалекты большинства узбекских городских центров (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский, туркестано-чимкентский) относятся к юго-восточной (карлукской) группе тюркских языков. Также в составе узбекского языка выделяют группу говоров, которые относятся к кыпчакской группе, и огузскую группу, к которой относятся диалекты Хорезма и прилегающих территорий, расположенных на северо-западе страны. Для некоторых групп узбеков характерно двуязычие. Так например, среди узбеков Афганистана большинство, наряду с узбекским, также владеет языком дари.

Национальная живопись

В XVI—XVII веках в столичной Бухаре и нескольких других городских центрах развилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало каллиграфию, выполнение тонких орнаментов на полях красками. В Самарканде и, особенно, Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры

Антропология узбеков

Узбеки — метисная группа между европеоидной и монголоидной расами<ref>Шаблон:Книга</ref><ref>Шаблон:Книга</ref>

Среди современных узбеков преобладают памиро-ферганский тип европеоидной расы (Памиро-ферганская раса или раса среднеазиатского междуречья), с примесью монголоидных элементов<ref>Шаблон:Книга</ref><ref name="узбеки (самоназвание узбек), народ в СССР, основное население узбекской ССР. Относятся к памиро-ферганской расе большой европеидной расы; фиксируется монголоидная примесь">Шаблон:Книга</ref><ref>Европеоидная раса на сайте Игоря Гаршина. Происхождение белой расы. Подрасы европеоидов</ref><ref>Шаблон:Из БСЭ</ref><ref>ПАМИРО-ФЕРГАНСКАЯ РАСА</ref>. Памиро-ферганская раса возникла в результате метисации мощного андроновского (палеоевропеоидного) типа и местного грацильного медитерранидного типа. В целом доля монголоидных элементов у узбеков выше по сравнению с таджиками, но лишь в отдельных группах монголоидный элемент становится если не господствующим, то по крайней мере численно равнозначным европеоидному<ref>Шаблон:Книга</ref>.

Дерматоглифика узбеков с родоплеменными делениями

Антрополог Ходжайов изучал дерматоглифику узбеков, условно разбивая их на 2 группы. Были сравнены группы, проживающие на данной территории до XVI в. (т. н. «ранние» племена) и группы, проживающие в Узбекистане с XVI в. (т. н. дештикипчакские племена). Сравнение этих групп по основным дерматоголифическим показателям и комплексам выявило следующую картину. Дельтовый индекс оказался ниже у «поздних», достоверно — среди женщин. По величине индекса Камминса мужчины не различаются, а среди женщин он выше у «ранних».

Жилище

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

У узбеков существовали разные региональные школы зодчества. Среди них наиболее самостоятельными и своеобразными были ферганская, бухарская, хивинская, шахрисябзская и самаркандская. Их особенности выражались в конструкции, строительных приемах, планировке и т. д.<ref>Жилина А. Н.. Томина Т. Н., Народы Средней Азии. Традиционное жилище народов Средней Азии (XIX — начало XX в. Оседло-земледельческие районы). М.,1993</ref>

Одеяние

Шаблон:Main

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX века распространилась верхняя одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

В одежде наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Практически вышли из употребления паранджа и чачван. Основной головной убор женщин — платок, хотя ношение платка не является обязательным.

Узбекская кухня

Шаблон:Main

Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан (базилик) и т. д.). Разнообразны молочные продукты — катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок (сушеный сгусток творожных хлопьев от нагрева катыка или простокваши<ref>Шаблон:Книга</ref>), курт и т. д. Мясо — баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.

Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток — чай, чаще зелёный.

Узбекские национальные виды спорта

Узбеки за пределами Узбекистана

Автохтонные узбекские меньшинства

Большое количество узбеков традиционно проживает во многих странах Центральной Азии:

Узбекские диаспоры

Галерея

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

Ссылки

Шаблон:Узбеки

Шаблон:Тюркские народы