Катаганы

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Значения Катаганы — средневековое монгольское племя, родственное роду Чингис-хана[1], в период монгольского завоевания и ассимиляции с покоренными тюркскими племенами сыграло свою в этногенезе современных казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков, бурятов, уйгур и др..

Происхождение

Шаблон:Main

Монгольское племя катаган (хатагины), ведёт своё начало от Буха-Хатаги, старшего сына праматери монголов Алан-гоа. Племя катаган пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов[2].

Данные о катаганах встречаются у Рашид ад Дина в одном из его историко-этнографических трудов «Джами-ут-таворих», который был написан в XIV в.

Согласно Сокровенному сказанию монголов происхождение хатагинов (катаганов) следующее[3]:

  • Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал, потомком их был Бата-Чиган.
  • Сын Бата-Чигана — Тамача.
  • Сын Тамачи — Хоричар-Мерган.
  • Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
  • Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
  • Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
  • Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
  • Сын Сим-Сочи -Харчу.
  • Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
  • Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян-был женат на Борохчин-гоа.
  • Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган.
  • Добун-Мерган женился на Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне. Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей.
    • То были Бугунотай и Бельгунотай.
  • После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей от Маалиха Баяудайца.
    • То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.
  • Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот.
  • Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот.
  • Бугу-Хатаги стал родоначальником племени ХАТАГИ.
  • Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут.
  • Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин от которого произошел Чингисхан.

Катаганы в составе узбеков

В источниках имеются сведения, что в середине XVI в., катаганы были в числе известных узбекских племен.[4] Катаганы упоминаются в списках 92 узбекских племен.[5]

Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммад-Йар ибн Араб Катаган, написавший на персидском языке произведение «Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). В произведении повествуется история Шейбанидов.

Узбеки-катаганы проживали на территории Хорезмской, Ташкентской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областей и в Ферганской долине Узбекистана. Катаганы жили также на территории Таджикистана и Афганистана. По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность катаганов в стране составила 7601 человек[6].

По историческим данным, в 40-х гг. XVII в. катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживавших в Балхе и, частично, в Кундузе. Во времена Аштарханидов район Балха был выдан катаганам в качестве улуса. В это же время катаганы формируются как сильное политическое объединение. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган, Балх и Бадахшан стал называться краем катаганов.

В XIX веке многочисленные узбеки-катаганы жили в Кундузе в Афганистане.[7]

Катаганы Кундуза и Таш-кургана считались потомками 16 сыновей, каждый из которых был потомком отдельного рода. 5 сыновей были рождены одной матерью — группа беш бола. Остальные 11 появились от другой матери — группа Чегуна. Беш бола делились на следующие рода: кесамир, джунг, катаган, лухан, тас, мунас. Мунасы делились на: чучагар, чечка, югул, сируг, темуз, бурка, берджа. Чегуна состояли из родов: мурдад, басуз, сир-и катаган, чураг, джудуба, катаган кураси, мурад шайх, аджигун, кин, кудагун, семиз.[7]

Узбеки-катаганы юга Узбекистана говорят на кипчакском и карлук-чигильском диалектах узбекского языка, о чем свидетельствует ряд этнолингвистических исследований.[8] Тохчи-катаганы, проживающие в Сурхан-Шерабадском оазисе, говорят на диалекте карлуков-чигилей с употреблением «й», как тюрки и карлуки.[8]

Катаганы в составе казахов

Шаблон:Main Согласно Тынышпаеву[9]катаганы составляли основную силу казахского хана, правителя Ташкента, Турсун-хана, который в 1628 году в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом. После этого некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шаншыкылы влилась в состав казахов Старшего жуза, другие части катаганов вошли в состав узбеков, каракалпаков и киргизов. По сведению Абу-л-Гази-бахадур-хан в «Шаджара-йи турк ва могул» казахи-катаганы были истреблены в 1628 году вместе с убийством Турсун-Мухаммада-хана[10]. Столь легкое уничтожение племени объясняется тем что большая часть этого племени ушла в Кашгарию в конце 16 века, во времена правления в Яркенде Абд ал-Карим-хана, в результате чего оно стало малочисленным и уязвимым. Мигрировавших в Кашгарию катаганов возглавлял Султан Гази-султан, ему ханом Яркенда было пожаловано в союргал управление местностью Каргалык (между Яркендом и Хотаном)[11], в дальнейшем его потомки занимали важные государственные посты, а катаганы ассимилировались среди местных уйгуров.

Из работы Мухамеджана Тынышпаева «Киргиз-казахи в XVII и XVIII веках» (дополнение к «Материалам к истории киргиз-казакского народа»): Шаблон:Начало цитаты В 1627 году историк Абулгазы Богадурхан бежал из Хивы от брата своего Асфендиара и был принят Есымом, проживавшем в гор. Туркестане. Через три месяца после этого туда прибыл другой казахский хан (удельный) Турсун, владевший Ташкентом. Почетного беженца Есым передал Турсуну, с которым Абулгазы и переехал в Ташкент. Далее Абулгазы сообщает, что через два года Есым напал на Турсуна, «убил его и перебил катаганов»Шаблон:Конец цитаты Шаблон:Начало цитаты Предания, сохранившиеся среди рода чаншклы Ташкентского уезда, говорят, что некогда их ханом был Турсун, которого убил Есым. После этого большая часть катаганов бежала в Бухару, а оставшиеся стали называться по отделению катаган «чаншклы».Шаблон:Конец цитаты

Чокан Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает: Шаблон:Начало цитаты катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли.Шаблон:Конец цитаты

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Рашидиддин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1—2. Кн. 1—2.
  • Абу-л Гази Бахадурхан. Шажарайи турк. Ташкент, 1992.
  • Бурханиддин-хан Кушкеки. Каттаган и Бадахшан / Пер. с перс. Ташкент, 1926.
  • Гребенкин А. Д. Узбеки // Сб. «Русский Туркестан». Вып. 2. Ташкент, 1872.
  • Материалы по районированию Средней Азии. Кн. 1, 2. Территория и население Бухары и Хорезма. Ч. 1. Бухара. Ч. 2. Хорезм. Ташкент, 1926.
  • Кармышева Б. X. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.
  • Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацской Орды: Собр. соч. в 5-ти т. Алма-Ата, 1961. Т. 1.
  • Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков большой Орды // Живая старина. Вып. 3, 4. 1894. С. 405.
  • Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык // Илмий фикр. 1930. № 1.
  • Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>