Шымыр

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шымыр — казахский род, входящий в состав Старшего жуза, один из четырёх родов племени Дулат. Происхождение этнонима Шымыр связано с именем родоначальника, жившим примерно в 14 в. Сохранены в народе легенды и предания о Шымыр Ата. Шымыр Ата жил в районе нынешнего Ташкента. Мавзолейный комплекс «Шымыр Ата» находится в г. Ташкент, район Олмазор (бывший Сабир-Рахимовский), улица Фараби, общая площадь комплекса 4 га., внутри комплекса мечеть и мавзолей «Шымыр Ата».

Родовой клич (уран)

Ураном Шымыров в 18 в. стал имя батыра «Койгельды», а до этого использовали уран «Шымыр» или общеуйсынский уран «Бахтияр». Койгельды Сартулы (1702—1795 гг.) — военачальник, предводитель Шымыров. Организатор отпора джунгарским завоевателям, воевал с ташкентскими ополчениями Юнус-ходжи. Самый видный батыр дулатского племени того самого бурного периода времени военных конфликтов когда казахские жузы и племена в обособленности друг от друга, раздробленно воевали против своих иноземных захватчиков, врагов. Потом после смерти, его имя стало родовым кличем всего Шымырского рода.

Родовая тамга и дополнительная информация по роду

По Гродекову родовая тамга шымыров «ятамга» или «айтамга».

В документальных материалах российских путешественников и исследователей есть нижеследующая информация о роде Шымыр: "Получив все необходимые указания, К. Миллер вышел с торговым караваном в августе 1738 г. из Орской крепости и направился в юго-восточном направлении в город Ташкент. От Орска до Ташкента он прошел вместе со своими спутниками огромный путь расстоянием 1546 верст и, проложив за три месяца новый караванный маршрут через территорию Центрального и Юго-Восточного Казахстана, стал первым путешественником в Европе, которому удалось проникнуть в Среднюю Азию из России через Голодную степь Бетпак-Дала 3.

Однако вблизи Ташкента российских путешественников постигла крупная неудача. 2 ноября 1738 г. недалеко от г. Туркестана, возле урочища Балакампир, торговый караван был почти полностью разграблен группой казахов шымырского рода Старшего жуза. Все члены посольства, кроме Миллера, попали в плен. Сам же руководитель миссии, благодаря покровительству одного из доброжелательно [9] настроенных к России старшин южных казахов Кунай-мурзы смог относительно благополучно добраться до Ташкента."

Расселение и численность шымыр

Численность Шымыров по Материалам Статистического Управления Киргизского Землеустроиства в 1910 году составляло более 3000 человек, обоего пола. Шымыры расселились по хребту Каратау, ныне Казахстан, Южно-Казахстанская и Жамбылская область.

В окрестностях Каратау, на сегодняшний день проживают представители из рода Шымыр - Марсым - Конакбай - Толе. По рассказам старейшин этого рода, Толе при жизни вместе со своими многочисленными потомками кочевал в степях Абайского района Южно-Казахстанской области. После естественной смерти главы рода Толе, между потомками старшей жены (Байсеит) и младших жен (Бексеит) начался спор из-за наследства. Дети от старшей жены, именовались Ран-Толе, так как ставили свои юрты на сопках, возвышенностях. Дети от младших жен жили в низинах и оврагах, поэтому именовались Карален-Толе. В итоге после долгих споров Карален-толе от кочевали от своих земель в сторону гор Каратау, ближе к озеру Биликол, где и живут по сей день. Во время становления Советской власти и раскулачивании высшего сословия, распря между двумя ветвями исчезла. Сейчас обе ветви именуют себя Толе.

Состав племенного союза Шымыров

Племя Шынқожа Темір Бекболат
Роды
  • Қобыланды
  • Мәрсім
  • Бозқозы (Қозым)
  • Бозан (Алдаберген)
  • Тыңықсопы (Таңсопы)
  • Жиеш (Жиенбай)
  • Жиембет
  • Қарымбет
  • Шілмәмбет
  • Мырзабек (Тобыр ұста)

Шымыр - делится на Бекболат, Шынқожа, Темір.

Бекболат - сыновья Жиеш (Жиенбай), Жиембет, Қарымбет, Шілмәмбет, Мырзабек.

Жиеш - Жәнкебай, Сәмет, от последнего Байқожа, Бектеміс, Сәмбет.

Жәнкебай - Құлтемір, Шоқан.

Құлтемір - Айтқұл, от него Байтемір, Көтен, Бөлек, Қонысбай.

Байтемір - Балтай, Жантай, Шора, Биғаш.

Қонысбай - Жаңабай, от него Уақкөшік, Байкөшік, Есенкөшік.

Есенкөшік - Құлбас, Қонбас, от последнего Сәтен, от него Мәмбет би, от него Жүндібай датқа, Байтерек датқа, Байзақ датқа, Өтеби.

Байзақ - Ақмолдабатыр, Қабыл.

Қабыл - Рысқұл.

Жиембет - прозвали "Боққайнат".

Қарымбет - Сәмбет, от него Қосы, от него Берсүгір, от него Балық.

Шілмәмбет - Қырғызәлі, Ноғай, Әліқұл, Құли. Согласно имеющихся данных (см примечание в конце текста) - Әліқұл являлся приемным сыном Шілмәмбета)

Қырғызәлі - Андағұл, Құдайқұл, Сәлік.

Ноғай - Қожамберді, Малай.

Әліқұл - Бораншы, Данияр.

"Құли - младший сын Шілмәмбета, стал самостоятельным родом. Остальные сыновья Шілмәмбета остались вместе с отцом и стали называться Шілмәмбет", - говорит Бауржан Момышұлы.

Мырзабек (Тобыр ұста) - Көкшек, от него Бәйімбет, Жидек.

Бәйімбет - Бақтыбай, Нарымбет, Әтеш, Теке. Их четверых вместе с Жидеком называют "Бестерек".

Шынқожа - сыновья Қобыланды, Бозқозы (Қозым), Мәрсім, Бозан (Алдаберген).

Қобыланды - Шоқай, от него Тіленші, Ұрысқара.

Бозқозы - Күнту.

Мәрсім - Алпыс, Қонақбай, Санқыбай батыр, Қырғызәлі.

Қонақбай - Базаркелді, от него Қарқара палуан, от него Төле.

Қырғызәлі - Қозымбет, от него Қаратеке, Бәйімбет, Таубас, Маубас.

Қаратеке - Жақан, от него Сартай, Жақсылық.

Сартай - Қойкелді батыр, Қожық.

Қойкелді батыр - Сармырза батыр, от него Жетібай би, Нарбота би.

Қожық - Қанай.

Бәйімбет - Құттық.

Бозан - Көкірек, от него Қара, Бұлантай, Тауас, Бесбала, Шатыр.

Қара - Тайлақ би.

Темір - Тынықсопы (Таңсопы), от него Байдалы, от него Арықжігіт (Исақ), Ашжігіт (Кедей), Мырзақұл, Айнабек.

Арықжігіт - Анда, Жұмақ, Өтеміс, Назар.

Анда - Таз, от него Қаратеке, от него Шынтай, Дүйсенби, Балқы батыр.

Жұмақ - Тойшы, Құлжұмыр, Құдайберген.

Өтеміс - Оркүнші, Айырдес, Мыңас, Ақтамберді.

Ашжігіт - Сейітқұл, Мәмбетқұл, Кенбаба.


Примечание: В статье на казахском языке про Досмұхамбет би который родился в 1570 году в Ташкенте (согласно шежире от муллы Аққұс Сатыбалдыұлы 1806-1897), есть информация о том что его беременная младшая жена по имени Айша - дочь киргизского бия Бейшенали, выжила после резни учиненной правителем Ташкента Турсынханом, спрятавшись под казаном. Тяжелораненный Досмұхамбет би (Дос би)перед смертью (1627 г) для сохранения жизни будущего ребенка дал указание Айше возвращаться к своей родне и назвать ребенка Әліқұл. Айша выполнит наказ мужа и по пути родит сына в землях рода Шымыр. Новорожденного сына назовет Әліқұл (от него Бораншы, Данияр, Ақсақда, Алыбай, Толыбай). Сейчас они входит в состав рода Шілмәмбет - Шымыр.

На мой взгляд, вышеупомянутый Дос би это внук Сиқыма (от одного из шести сыновей по имени Байсейіт (Шуылдақ)), упоминаемый в шежире Зайыра Сәдібекова и чье имя выбито на памятном камне мемориала Сиқым баба. В пользу этого тот факт что Шілмәмбет является внуком Шымыра, в свою очередь Сиқым и Шымыр являются родными братьями. Значит события с Дос би происходили в период жизни Шілмәмбета. Во-вторых они приходятся родственниками друг другу и именно поэтому Шілмәмбет принял вдову Дос би с сыном к себе в семью.

Состав племенного союза Дулатов

Шынқожа Темір Бекболат'

Литература


Шаблон:Ethno-stub Шаблон:Kazakhstan-stub Шаблон:Rq Шаблон:Навигационная таблица