Шаншыкылы
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Содержание
Значение
Само слово происходит от названия тамги «шаңыш» — «острога».
Символы
Уран — «Айрылмас»,
Тамга — шаншықылы
Происхождение
Шаншыкылы — одно из крупных и основных племен Старшего жуза. Шаншыкылы выходцы из монгольского племени катаган (хатагины), ведущего своё начало от Буха-Хатаги, старшего сына праматери монголов Алан-гоа. Согласно источникам, катаганы были родственны роду самого Чингис-хана<ref>Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. Пер. Л. А. Хетагурова. М.-Л., АН СССР. 1952, с.14</ref>
Племя шаншыкылы (катаган) пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов.
В родословных казахов шаншыкылы считаются сыном старшего сына родоначальника всего Старшего жуза — Уйсуна и братом Канглы. Первые сведения о шаншыкылы относятся к XVIII веку. Ч. Валиханов пишет: «Шаншыкылы отделились от орды после смерти хана Ишима (жившего около 1630 года), теперь вместе с родом Средней Орды конгратом, кочуют большей частью в горах Каратау и по р. Талас».
Согласно Тынышпаеву<ref name="Тынышпаев">Официальный сайт Мухамеджана ТынышпаеваШаблон:Недоступная ссылка</ref><ref>КИРГИЗ — КАЗАКИ В XVII и XVIII ВЕКАХ</ref>, катаганы-шаншыкылы составляли основную силу казахского хана, правителя Ташкента, Турсун-хана, который в 1628 году в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом. После этого некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шаншыкылы (от названия тамги «шанышкы»- «острога») влилась в состав казахов Старшего жуза, другие части катаганов вошли в состав узбеков, каракалпаков и киргизов.
Из работы Мухамеджана Тынышпаева «Киргиз-казахи в XVII и XVIII веках» (дополнение к «Материалам к истории киргиз-казакского народа»): Шаблон:Начало цитаты В 1627 году историк Абулгазы Богадурхан бежал из Хивы от брата своего Асфендиара и был принят Есымом, проживавшем в гор. Туркестане. Через три месяца после этого туда прибыл другой казахский хан (удельный) Турсун, владевший Ташкентом. Почетного беженца Есым передал Турсуну, с которым Абулгазы и переехал в Ташкент. Далее Абулгазы сообщает, что через два года Есым напал на Турсуна, «убил его и перебил катаганов»Шаблон:Конец цитаты Шаблон:Начало цитаты Предания, сохранившиеся среди рода чаншклы Ташкентского уезда, говорят, что некогда их ханом был Турсун, которого убил Есым. После этого большая часть катаганов бежала в Бухару, а оставшиеся стали называться по отделению катаган «чаншклы».Шаблон:Конец цитаты
Чокан Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает: Шаблон:Начало цитаты катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли.Шаблон:Конец цитаты
Род шаншыкылы оказал значительное влияние на политику в Ташкенте, при поддержке племен санчкалы (шанышкылы) и канглы Йунус-ходжа (Юнус-ходжа) (1794/5 — 1805/6) пришёл к власти и стал правителем Ташкента. Йунус-ходжа, опираясь на племя шыншыкылы, вел активную борьбу с кокандскими правителями, помогал их противникам в Фергане. В 1803 г., опираясь на казахов племени шаншыкылы, вторгся в Фергану, но был наголову разгромлен кокандскими силами под Гурумсараем <ref>А. И. ЛЕВШИН. ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ</ref>.<ref>Армия в Ташкентском государстве</ref>
Структура рода
Основные подразделения племени Шанышықылы по М. Тынышбаеву: Құрбақа (Балык, Санырау, Мамыт), Даркан , Кырыксадак, Бектау (Кырпык, Арапшы, Сырдым), Жойсын, Кият, Багыс и Жудырык
Мұхит Ташкинов, 16.07.2012 ж. Төмендегі кесте Мекембай Омарұлының «Шанышқылы шежіресі» атты кітабының (Ташкент, 2000 ж.) негізінде жасалды.
ШАНЫШҚЫЛЫ (ЕРНАЗАР)
- БАЛЫҚ;
- Балта;
- Шыбынтай;
- Жабы;
- Жабытай;
- Жүнсіз;
- Тұрқыс (түргіс);
- Қырсадақ (Қырықсадақ);
- Сұрым;
- Қият;
- Қатаған;
- Қарақалпақ;
- Маңғыт;
- Мамыт;
- Жаңбыршы;
- Құлшығаш;
- Ақкөтей
- Жоғарғы Ақкөтейлер
- Базаржапыр тобы,
- Бестентек тобы,
- Тас (қаражол) тобы,
- Жалал төбе тобы;
- Ортаңғы Ақкөтейлер;
- Төменгі Ақкөтейлер
- Қаракөк:
- Дали,
- Күмісқұйысқан,
- Жаманқара
- Қаракөк:
- Жоғарғы Ақкөтейлер
- КҮРПІК (БЕКТАУ);
- Боқа;
- Тастогызак;
- Каратогызак
- Тоғызақ
- Араншы
- Ағанай
- Жолық
- Көрік (Байғұтты)
- Бесұл (Бесауыл).
- САҢЫРАУ;
- Бердіс
- Көкмойын;
- Сасбақа
- Қызылмойын,
- Шалпа,
- Қоңырбөрік,
- Жарылқас,
- Бессоқыр,
- Сәрке;
- Қаратұқым;
- Тоқымбай;
- Жауқашты;
- Жұдырық.
- Дербіс
- Бесбай;
- Жапатеке;
- Қорсай;
- Көнексары;
- Бесқасқа;
- Елукер;
- Қамалаш (Қаламыш);
- Жаулы;
- Бердіс
- ДАРХАН мен САЛАР
- Оршақ;
- Еңкес;
- Құлтума;
- Шошым.
Численность
Подсчитать численность в наши дни не представляет возможности, перепись населения не разделяет на роды. В конце XIX в. Шаншыкылы проживали в основном в Ташкентском, Чимкентском, Верненском и Капальском уездах. Всего их по сельскохозяйственной переписи насчитывалось около 10 тысячи семейств. По данным Мухамеджана Тынышбаева в 1917году Шаншыкылы вместе с канглы насчитывалось около 10 тыс. человек в Верненском уезде, 20 тыс. человек в Аулиеатинском, 160 тыс. человек в Ташкентском уезде. Всего 190 тысяч человек.
Знаменитости
Шанышкылы Бердыкожа-батыр
Одним из выдающихся государственных деятелей, почитаемым казахским кочевым сообществом, признанным российскими и китайскими властями сардаром был Шанышкылы Бердыкожа-батыр, посвятивший жизнь защите рубежей родины от нашествия иноземных захватчиков. Он принял участие в знаменитых Булантинском и Аныракайском сражениях против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию.
Талантливый полководец трагически погиб в начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов. А. Левшин в труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей» писал, как убили Бердыкожу: «Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем и потому с намерением ускорить конец свой заколол бурута, который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Бердыкожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены…»
Батыра, сардара, опору и защитника казахского народа похоронили со всеми почестями, по обычаю, у караванной дороги, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. В июле 2011 года комплексная экспедиция Института археологии им. А. Маргулана точно определила место захоронения. Мазар стоял в руинах. Он был сложен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму, каждая сторона — по 6,5 метра, толщина стен — до полуметра. Купол имел шлемовидную форму.