Катаганы — различия между версиями
(→Происхождение: источник имеется) |
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:02, 25 апреля 2025
Шаблон:Значения Катаганы — средневековое монгольское племя, родственное роду Чингис-хана<ref>Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. Пер. Л. А. Хетагурова. М.-Л., АН СССР. 1952, с.14</ref>, в период монгольского завоевания и ассимиляции с покоренными тюркскими племенами сыграло свою в этногенезе современных казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков, бурятов, уйгур и др..
Содержание
Происхождение
Монгольское племя катаган (хатагины), ведёт своё начало от Буха-Хатаги, старшего сына праматери монголов Алан-гоа. Племя катаган пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов<ref>Очир А. О происхождении этнических названий монголов боржигин, хатагин, элджигин и цорос // Монголо-бурятские этнонимы. УУ, 1996. С. 3-4</ref>.
Данные о катаганах встречаются у Рашид ад Дина в одном из его историко-этнографических трудов «Джами-ут-таворих», который был написан в XIV в.
Согласно Сокровенному сказанию монголов происхождение хатагинов (катаганов) следующее<ref>СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ МОНГОЛОВ (МОНГОЛЬСКИЙ ОБЫДЕННЫЙ ИЗБОРНИК) Перевод С. А. Козина</ref>:
- Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал, потомком их был Бата-Чиган.
- Сын Бата-Чигана — Тамача.
- Сын Тамачи — Хоричар-Мерган.
- Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
- Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
- Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
- Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
- Сын Сим-Сочи -Харчу.
- Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
- Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян-был женат на Борохчин-гоа.
- Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган.
- Добун-Мерган женился на Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне. Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей.
- То были Бугунотай и Бельгунотай.
- После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей от Маалиха Баяудайца.
- То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.
- Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот.
- Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот.
- Бугу-Хатаги стал родоначальником племени ХАТАГИ.
- Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут.
- Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин от которого произошел Чингисхан.
Катаганы в составе узбеков
В источниках имеются сведения, что в середине XVI в., катаганы были в числе известных узбекских племен.<ref>Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф-наме-йи шахи (Книга шахской славы). пер. М. А. Салахетдиновой Москва: Наука, 1983,с.142.</ref> Катаганы упоминаются в списках 92 узбекских племен.<ref>Материалы по истории киргизов и Киргизии. Пер. В. А. Ромодина М. 1973</ref>
Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммад-Йар ибн Араб Катаган, написавший на персидском языке произведение «Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). В произведении повествуется история Шейбанидов.
Узбеки-катаганы проживали на территории Хорезмской, Ташкентской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областей и в Ферганской долине Узбекистана. Катаганы жили также на территории Таджикистана и Афганистана. По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность катаганов в стране составила 7601 человек<ref name="ЭтноСтатРТ">Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Таджикистан (2010) // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан</ref>.
По историческим данным, в 40-х гг. XVII в. катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживавших в Балхе и, частично, в Кундузе. Во времена Аштарханидов район Балха был выдан катаганам в качестве улуса. В это же время катаганы формируются как сильное политическое объединение. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган, Балх и Бадахшан стал называться краем катаганов.
В XIX веке многочисленные узбеки-катаганы жили в Кундузе в Афганистане.<ref name="Lord P.B. 1839, p.108,110">Lord P.B., A memoir on the Uzbek state of Kundooz and the power of its present ruler Mahamed Murad Beg. // Burnes A., Leech, Lord and Wood: reports and papers, political, geographical and commercial, submitted to government, empolyed on mission in the year 1835—1837 in Scinde, Afghanistan and adjuanctent countries. Calcutta, 1839,p.108,110</ref>
Катаганы Кундуза и Таш-кургана считались потомками 16 сыновей, каждый из которых был потомком отдельного рода. 5 сыновей были рождены одной матерью — группа беш бола. Остальные 11 появились от другой матери — группа Чегуна. Беш бола делились на следующие рода: кесамир, джунг, катаган, лухан, тас, мунас. Мунасы делились на: чучагар, чечка, югул, сируг, темуз, бурка, берджа. Чегуна состояли из родов: мурдад, басуз, сир-и катаган, чураг, джудуба, катаган кураси, мурад шайх, аджигун, кин, кудагун, семиз.<ref name="Lord P.B. 1839, p.108,110"/>
Узбеки-катаганы юга Узбекистана говорят на кипчакском и карлук-чигильском диалектах узбекского языка, о чем свидетельствует ряд этнолингвистических исследований.<ref name="ReferenceA">Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык // Илмий фикр. 1930. № 1</ref> Тохчи-катаганы, проживающие в Сурхан-Шерабадском оазисе, говорят на диалекте карлуков-чигилей с употреблением «й», как тюрки и карлуки.<ref name="ReferenceA"/>
Катаганы в составе казахов
Шаблон:Main Согласно Тынышпаеву<ref name="Тынышпаев">Официальный сайт Мухамеджана ТынышпаеваШаблон:Недоступная ссылка</ref>катаганы составляли основную силу казахского хана, правителя Ташкента, Турсун-хана, который в 1628 году в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом. После этого некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шаншыкылы влилась в состав казахов Старшего жуза, другие части катаганов вошли в состав узбеков, каракалпаков и киргизов. По сведению Абу-л-Гази-бахадур-хан в «Шаджара-йи турк ва могул» казахи-катаганы были истреблены в 1628 году вместе с убийством Турсун-Мухаммада-хана<ref>Махмуд бен Вали http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/pred.phtml?id=1453</ref>. Столь легкое уничтожение племени объясняется тем что большая часть этого племени ушла в Кашгарию в конце 16 века, во времена правления в Яркенде Абд ал-Карим-хана, в результате чего оно стало малочисленным и уязвимым. Мигрировавших в Кашгарию катаганов возглавлял Султан Гази-султан, ему ханом Яркенда было пожаловано в союргал управление местностью Каргалык (между Яркендом и Хотаном)<ref>ШАХ-МАХМУД ИБН МИРЗА ФАЗИЛ ЧУРАС http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Curas/text4.phtml?id=9696</ref>, в дальнейшем его потомки занимали важные государственные посты, а катаганы ассимилировались среди местных уйгуров.
Из работы Мухамеджана Тынышпаева «Киргиз-казахи в XVII и XVIII веках» (дополнение к «Материалам к истории киргиз-казакского народа»): Шаблон:Начало цитаты В 1627 году историк Абулгазы Богадурхан бежал из Хивы от брата своего Асфендиара и был принят Есымом, проживавшем в гор. Туркестане. Через три месяца после этого туда прибыл другой казахский хан (удельный) Турсун, владевший Ташкентом. Почетного беженца Есым передал Турсуну, с которым Абулгазы и переехал в Ташкент. Далее Абулгазы сообщает, что через два года Есым напал на Турсуна, «убил его и перебил катаганов»Шаблон:Конец цитаты Шаблон:Начало цитаты Предания, сохранившиеся среди рода чаншклы Ташкентского уезда, говорят, что некогда их ханом был Турсун, которого убил Есым. После этого большая часть катаганов бежала в Бухару, а оставшиеся стали называться по отделению катаган «чаншклы».Шаблон:Конец цитаты
Чокан Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает: Шаблон:Начало цитаты катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли.Шаблон:Конец цитаты
Примечания
Литература
- Рашидиддин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1—2. Кн. 1—2.
- Абу-л Гази Бахадурхан. Шажарайи турк. Ташкент, 1992.
- Бурханиддин-хан Кушкеки. Каттаган и Бадахшан / Пер. с перс. Ташкент, 1926.
- Гребенкин А. Д. Узбеки // Сб. «Русский Туркестан». Вып. 2. Ташкент, 1872.
- Материалы по районированию Средней Азии. Кн. 1, 2. Территория и население Бухары и Хорезма. Ч. 1. Бухара. Ч. 2. Хорезм. Ташкент, 1926.
- Кармышева Б. X. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.
- Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацской Орды: Собр. соч. в 5-ти т. Алма-Ата, 1961. Т. 1.
- Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков большой Орды // Живая старина. Вып. 3, 4. 1894. С. 405.
- Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык // Илмий фикр. 1930. № 1.
- Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925